Вьетнам

9. НЕТ   НИЧЕГО   ДОРОЖЕ   НЕЗАВИСИМОСТИ   И   СВОБОДЫ

У этого человека удивительная и поучительная судьба. Сорокапятилетний бригадный генерал был не просто служакой, но высокопоставленным, особо доверенным чином,

заместителем начальника генерального штаба марионеточных войск. Ему тоже было зарезервировано место в последних американских вертолетах, но он остался на родине и о своем выборе не жалеет. Нас Нгуен Хыу Хань встречал в качестве члена ЦК Отечественного фронта Вьетнама, одного из руководителей местного отделения Общества вьетнамо-советской дружбы.

В киностудии Хошимина — второй в стране, которой руководит наш старый друг Май Лок, пионер отечественной революционной кинодокументалистики, бывший директор партизанской киностудии «Освобождение» (тогда у него была кличка Ба Май — Третий Май), мы встречались с работающими вместе над современными лентами — и теми, кто делал фильмы при американцах в Сайгоне, и теми, кто вернулся сюда из партизанских и освобожденных районов после победы.

Наши собеседники из числа «бывших» не скрывали, что их нынешний жизненный уровень явно ниже того привилегированного положения, которым они пользовались при марионеточном режиме. Но есть куда более высокие ценности, которые великий Хо Ши Мин в самые трудные дни Сопротивления определил крылатой фразой: «Нет ничего дороже независимости и свободы!»

Конечно, далеко не все из тех, кого судьба в 1954 году оставила южнее 17-й параллели, последовательно придерживались этого девиза. Люди сильной воли и чистой души во имя свободы и независимости самоотверженно сражались с иноземными захватчиками, не щадя ни своих сил, ни самой жизни. Те, что послабее духом, шли на компромисс с собственной совестью и приспосабливались к жизни в неволе. Наконец, были и такие, которые открыто изменяли алому знамени с большой золотой звездой и выслуживались перед американскими хозяевами.

Победа вьетнамского народа в 1975 году поставила многих жителей Южного Вьетнама перед новым драматическим выбором. У тех, кто в течение долгих лет сражались за свободу и независимость родины, никаких проблем, естественно, не было — им по праву были предоставлены ответственные посты. Те, у кого совесть нечиста, а руки замараны кровью тысяч уничтоженных ими невинных жертв, поторопились, страшась ответственности, в заморские края. И наконец, те, кто таких страшных преступлении не совершал, но все же склонял головы перед оккупантами и служил им, должны были выбирать — покинуть ли им навеки родные края или, осознав свои горькие ошибки, пойти на службу родине.

Как мы убедились, вьетнамские руководящие товарищи, проявляя великолепное терпение, достойную уважения выдержку и величайший такт, исключительно умело и деликатно помогли этой части «бывших» решить для себя щепетильный вопрос. И, как показали наши встречи в отеле «Каравелла», многие из этой категории «бывших» деятелей марионеточной южновьетнамской «республики» сумели, благодаря такому подходу, найти выход из душевного тупика, в котором они оказались, и соединиться со своим народом, пойдя к нему на службу.

12[3]4
Оглавление