Вьетнам
1. СНОВА СРЕДИ ДРУЗЕЙ
|
Певучее и звонкое слово Вьетнам всегда, словно сигнал горна, заставляет вздрогнуть сердце каждого, кому довелось, хотя бы на недолгий срок, связать свою судьбу с этим дальним тропическим краем планеты, где живут одни из самых храбрых и упорных людей земли. Нужно ли распространяться о тех чувствах, которые нас охватили при сообщении: «Есть возможность поехать во Вьетнам с делегацией Советского Комитета защиты мира. Вы сможете побывать и в Кампучии. Согласны?» Еще бы!
И вот мы снова отправляемся в путь, как бы продолжая во времени путешествие длиною более чем в тридцать пять лет —так долго длится наше знакомство с вьетнамскими друзьями. В аэропорту Шереметьево —бодрящий морозец: минус пятнадцать. Много снега. Ярко-синее небо. Вместе с нами летят члены делегации — секретарь Сахалинского обкома партии Николай Григорьевич Смирнов и ответственный секретарь Комитета защиты мира Волгоградской области Галина Михайловна Ковалева. У Галины Михайловны хлопот больше всех: рабочие Волгограда, узнав о ее поездке, просили передать массу подарков детям.
Полет во Вьетнам нынче —дело не слишком сложное: всего одна посадка в Бомбее, и длится рейс лишь четырнадцать часов. Вот только перепад температур дает о себе знать: от минус пятнадцати до плюс тридцати, такой скачок— солидная нагрузка организму.
Четверть века тому назад, когда один из нас жил и работал во Вьетнаме, ему дважды в год приходилось тратить на дорогу в один конец от пятнадцати до семнадцати дней, совершая при этом до пяти пересадок с одного поезда на другой. Помнится и то время, когда авиационное сообщение с Вьетнамом установилось, но отрезок пути от Пекина до Ханоя надо было преодолевать на тихоходном китайском самолете, причем стюардесса с огромным значком Мао Цзэдуна на груди заставляла всех пассажиров нараспев повторять вслед за нею тексты великого кормчего и «красного солнышка» из «красной книжечки». Потом прекратились и эти полеты. И единственным путем во Вьетнам, которым мы могли воспользоваться, оставался морской. Однажды из Владивостока до блокированного американским флотом Хайфона мы добирались больше недели...
Теперь полет Москва — Бомбей — Ханой проходит спокойно, без всяких там приключений, неожиданностей и политической экзотики. Все идет как в любом другом рейсе, и вот уже за стеклом люка мелькают зеленые пальмы, вы ощущаете легкий толчок, слышите фырканье реактивных двигателей, и раздается будничный голос бортпроводницы:
— Полет закончен, наш самолет произвел посадку на Н-ском аэродроме. Желаем вам всего наилучшего, будем рады снова увидеться с вами на борту самолетов Аэрофлота...
—