Вьетнам

7. «ВСЕ ЗА ОДНОГО - ОДИН ЗА ВСЕХ»

считаны всего на четыре года — посещая их, можно стать специалистом по общей промышленной технике, по животноводству и зоотехнике, по растениеводству, по кулинарии и, наконец, по подготовке квалифицированных кадров для пошивочных ателье и даже по домоводству.

Приобретенные знания молодые люди и девушки должны будут, однако, использовать не для работы по специальности, а для обучения воспитанников профессиональных школ. Естественно, что к ним предъявляются з институте удвоенные требования, а сами профессора, обучающие студентов, обязаны знать в совершенстве не только свою производственную специальность, но и премудрости педагогики.

Беседу с нами о работе этого необычного учебного заведения вел заместитель директора института, кандидат наук Нгуен Ван Дык, окончивший институт горного машиностроения в Ленинграде. В годы войны он был занят сугубо практическим делом: ремонтировал военную технику, поврежденную американскими бомбардировщиками на легендарной «тропе Хо Ши Мина»; потом была командировка на учебу в СССР, а оттуда — прямо сюда, на эту ответственную должность.

Улыбаясь, Нгуен Ван Дык сообщил, что технико-педагогический институт строили американцы, рассчитывавшие, что в нем будут готовиться лояльные Вашингтону кадры. Но все вышло иначе: строительство закончилось в 1973 году, а два года спустя оккупантам пришлось бежать, и первый же, досрочный выпуск института в 1976 году дал республике сто семьдесят четыре специалиста, крайне необходимых социалистической экономике Вьетнама...

Преподаватели, которых американцы привезли из-за океана, вскоре сбежали вслед за своими хозяевами.

— Мы об этом не жалеем,—- говорит Нгуен Ван Дык,—- замена нашлась быстро. Большинство наших нынешних преподавателей обучалось в СССР, ГДР, Венгрии, Болгарии, Чехословакии. Профессор Хоанг Ким Иен окончил Московский университет. Заведующий учебной частью товарищ Ха Куанг Минь учился в Одесском политехническом институте.

Учебный процесс идет нормально. Единственная трудность— набор студентов: желающих попасть куда больше, чем мест в институте. Осенью 1979 года из тысячи девятисот кандидатов было принято лишь триста девяносто. Отбор строг: надо выдержать конкурсный экзамен... Нам рассказывают о том, что в институте большое внимание уделяется политическим дисциплинам — изучаются политэкономия, история партии, научный коммунизм. Активно работают партийная организация и комсомол. В рядах партийной организации восемьдесят преподавателей и студентов. Студенты — народ боевой: многие прошли школу войны, работали на производстве. «Это будут надежные кадры»,— говорит нам Нгуен Ван Дык. Мы обходим аудиторию, учебные комнаты, удобно расположенные в двухэтажных корпусах, разбросанных среди пальм и бананов на обширной территории института. Оборудование — богатейшее, при обучении используется самая передовая техника. В двух классах домоводства застаем девушек: одна группа старательно вяжет красивые сумочки, другая готовит опытно-показательный обед. Узнав, что мы из Москвы, студентки окружили нас тесным кольцом, и пошла долгая беседа о том, как живут москвичи, как выглядит советская столица — каждой хочется там побывать...

У синего канала, бегущего по ровной зеленой равнине,  

Оглавление