Вьетнам

7. «ВСЕ ЗА ОДНОГО - ОДИН ЗА ВСЕХ»

собый интерес для нас, естественно, представило посещение крупнейшего предприятия Хошимина — государственного судоремонтного завода «Башон», основанного французскими колонизаторами еще в 1863 году,— он им был нужен для ремонта своих кораблей. Но здесь, как везде и всюду, повторился естественный процесс: развивая промышленность, капитализм порождал своего могильщика — рабочий класс. Именно этот завод стал тем гнездом, из которого вылетели орлы революции. Здесь, к примеру, проходил свою революционную школу покойный президент республики Тон Дык Тханг — это он создал на заводе в 1911 году первый профсоюз; когда грянула  Октябрьская революция в  России,  Тон Дык Тханг вместе с другими был послан в составе эскадры французского флота на ее подавление; он был первым, кто поднял красный флаг восстания на одном из кораблей этой эскадры в Черном море.

На заводе «Башон» была создана первая в Сайгоне партийная организация. Отсюда коммунисты-подпольщики руководили многими военными акциями против японских, а затем и американских оккупантов. С 1940 года подпольную партийную организацию возглавил башонский рабочий Нгуен Хо, с которым нам довелось встретиться. В годы оккупации он был схвачен полицией и брошен в застенки страшной тюрьмы на острове Пуло-Кондор, где заключенных держали в так называемых «тигровых клетках». Там Нгуен Хо познакомился с Ле Зуаном, нынешним Генеральным секретарем Компартии Вьетнама, и там же, в островной тюрьме, под руководством Ле Зуана заключенные праздновали 7 ноября 1941 года — годовщину Октября, твердо веря в грядущую победу над фашизмом. Сейчас Нгуен Хо — член бюро горкома партии, председатель городского отделения Общества вьетнамо-советской дружбы, заместитель председателя городского комитета Отечественного фронта...

В дни апрельского освободительного восстания в 1975 году рабочие завода вместе с солдатами захватили судоремонтные мастерские, не дали американцам повредить их, захватили в заводоуправлении всю документацию, которую оккупанты хотели уничтожить. И уже на следующий день после бегства американцев предприятие возобновило работу. Директором стал старый рабочий Тхань Ба, а Нгуен Тыонг возглавил партийную организацию. Первое задание, которое получил завод, заключалось в следующем: срочно отремонтировать брошенное оккупантами судно под номером 503, отправиться на нем на остров-тюрьму Пуло-Кондор и вывезти оттуда чудом уцелевших политзаключенных! Задание это было выполнено с неописуемым энтузиазмом. Ну а дальше потекли обычные рабочие будни.

Мы посетили завод, когда он только что завершил средний ремонт большого советского судна «Дальнереченск»— оно стояло уже у стенки причала, готовое к отходу. Заканчивался ремонт океанского теплохода ГДР. Ремонтировалось также бесчисленное множество небольших вьетнамских судов. Вот что мы записали тогда в своих блокнотах:

Товарищи водят нас по цехам,    знакомят с рабочими

Оглавление