Вьетнам
8. В ХОШИМИН —САМОЛЕТОМ!
сычуаньских до мягких кантонских. Гремят барабаны, движется в танце старинный дракон… И боги, и святые, и сам обычай давным-давно были вывезены сюда из далеких районов Южного Китая, где большинство нынешних хуацяо никогда не было. Но традиции стойки.
Если же углубиться с парадной части во дворы, то картина предстанет иной; бросится в глаза вопиющая грязь и бедность низов, основной массы китайских тружеников. Здесь веками сосуществовали два мира — бедных и богатых, как и в соседних вьетнамских кварталах. Деление на «вьетнамские» и «китайские» кварталы достаточно условно, здесь много смешанных браков.
В китайском храме мы видели и вьетнамцев, возможно, метисов. Он был переполнен. Шла служба, в глубине в чаду тысяч горящих благовонных палочек мерцали разноцветные огоньки, подчиняясь хитрой игре электронного автомата, регулирующего их бег.
Справа ловкий дядя, принимая деньги, тут же тушью заполнял красные ярлыки, которые разрешается здесь наклеивать на статую льва, чтобы сбылось заветное желание. Бойко шла торговля бумажными деньгами с тиснением «Банк подземного царства». Если усопший не захватил своих капиталов на тот свет, их можно передать ему с помощью этих условных денег, которые надо тут же сжечь на храмовом огне. А у парадных ворот людей входящих и выходящих атаковали безногие, слепые, чесоточные нищие, распластавшиеся на каменных плитах.
Мы были в даосском храме Императора нефритовой горы, посвященном культу одной из его бессмертных небо-жительниц по имени Хо — фее Хо. Эта богиня слывет покровительницей района близ Кантона, откуда ведет свой род одна из земляческих конгрегации сайгонских хуацяо. Если верить легенде, храм феи Хо был основан где-то сразу же после прибытия в 1778 году на землю нынешнего Хошимина первых выходцев из Китая. Через полтораста лет, в начале двадцатых годов нашего века, в Сайгоне проживало уже сто тысяч человек, из которых более тридцати тысяч составляли хуацяо.
В середине XIX века здесь сформировались шесть земляческих конгрегации. Их власть имущая верхушка занимала важные позиции в экономике. В частности, французские колонизаторы передали им монополию на торговлю рисом. Хуацяо занимались и городскими ремеслами, рыболовством. Значительная часть банковских операций также находилась в руках влиятельных китайских конгрегации. А еще руководство осуществлялось через традиционные тайные общества «Земли и неба», «Черного дракона» и другие, частично сохранившиеся до наших дней...
Обо всем этом мы ведем разговор в народном комитете 5-го квартала, а затем в горкоме партии. Вспоминаем мы о тех давних временах не потому, что нас интересует история китайских поселений за рубежом сама по себе, а потому, что проблема хуацяо теперь стала весьма злободневной и приобрела большую политическую остроту.
Дело в том, что сегодня империалистическая пропаганда использует проблему бегства части хуацяо отсюда для